Внутренняя политика
Большинство находившихся в Иране оппозиционных религиозных лидеров в целом придерживались более умеренных позиций в вопросах внутренней политики. Многие из них считали неприемлемой саму идею республиканской формы правления. В своих выступлениях они ограничивались требованиями конституционной монархии путем восстановления положений конституции 1906 г. и усиления роли религии в политической жизни в рамках положения этой конституции о контроле духовенства над тем, чтобы законы страны соответствовали принципам ислама. Вместе с тем в обстановке растущей популярности Хомейни среди широких масс населения умеренные круги религиозной политической оппозиции, так же как и либеральное течение светской оппозиции, опасаясь лишиться народного доверия, не рисковали открыто высказывать свое недовольство ни радикальными аспектами его позиции, ни проявляемой им склонностью к автократизму.
Активность религиозной оппозиции, развернувшей энергичную политико-организационную деятельность в мечетях, и то влияние, которым она пользовалась в народе, постепенно выдвинули ее на руководящую роль в нараставшей антишахской и антиимпериалистической борьбе. Если выступления либерально настроенной интеллигенции происходили в целом в легальных формах и захватывали в основном образованную городскую прослойку, то духовенство готовило к прямой конфронтации с государственной властью широкие массы населения.
Развернувшееся в стране в последние месяцы 1977 г. демократическое движение, значительно обогнав и перекрыв начатый «сверху» процесс «либерализации», ознаменовало переход революционной ситуации к своей высшей фазе — общенациональному политическому кризису. Революционная ситуация перерастала в революцию.
События в Куме явились фактически началом народной революции в Иране. После расстрела состоявшейся там демонстрации через каждые 40 дней (в соответствии о мусульманским обычаем отмечать конец траура) поднимались одни города за другими. В борьбу включались все новые и новые слои населения. Партия «Рас- тахиз» на каждую вспышку народного недовольства пыталась отвечать митингами, но это не смогло остановить рост движения, тем более что начался массовый уход из партии рядовых членов. В ходе демонстраций выдвигались и такие лозунги: «Хлеба, воды, жилья, электричества… и ‘Свободы!» *. В знак протеста против расстрела демонстрантов повсюду закрывались лавки, магазины, а подчас и полностью все базары. К осени 1978 г. движение охватило более 20 городов.