Вассальные парфяне
В 20-х годах III в. н. э. в результате восстания, возглавленного вассальным парфянам правителем Парса (бывшего ранее первоначальным центром державы Ахе — менидов) Ардеширом из рода Сасана, возникло государство Сасанидов. Ардешир короновался как «шахиншах Ирана», а его преемники после завоевания соседних областей стали носить титул «шахиншахов Ирана и не Ирана», выражавший претензию на всемирную монархию. Однако в составе Сасанидокой державы прочно удерживались только Иран с прилетающими областями на юго-западе Средней Азии и на западе территории современного Афганистана, нижняя и средняя Месопотамия, восточное Закавказье. Длительные войны с Римом и Византией дали сасанидскому Ирану лишь временные завоевания в Армении, верхней Месопотамии, Сирии, Палестине, Йемене, Египте.
С озд а н ие С а>сан идского государств а озн а м енов ал о начало периода разложения рабовладельческого строя и складывания раннефеодального общества! на территории Ирана. Обострение классовых противоречий вызвало к жизни развитой бюрократический аппарат, призванный закрепить нарождающиеся феодальные отношения. В VI в. Иран переживал экономический подъем, сказавшийся прежде всего на развитии ирригации и земледелия, а также ремесленного производства. Через порты Персидского залива велась торговля с южной Аравией, Эфиопией, Индией и Цейлоном. Была создана богатая литература на среднеперси|деком языке, высокого развития достигли архитектура, оказавшая влияние на зарождение византийского стиля, и скульптура.
В середине VII в. истощенный длительными войнами Иран стал добычей арабских завоевателей, распространивших среди иранского населения ислам. На всем протяжении почти трехвекового господства Арабского халифата в стране беспрерывно происходили народные восстания, направленные как против иноземного владычества, так и против растущей феодальной эксплуатации. Большинство из них происходило под идеологической оболочкой различных мусульманских религиозных сект, в особенности разных разветвлений шиизма, широко распространившегося среди «низов» иранского населения как форма оппозиции внешним и внутренним угнетателям.