Процесс политизации
В происходившем процессе политизации духовенства отражалось нарастание не только общенациональной антидиктаторской, но и классовой борьбы. В рассматриваемый период ее наиболее зрелые формы проявились в росте противоречий между традиционными тортово-ремесленными и мелкопредприним1ательскими кругами, с одной стороны, и новоявленной крупной финансово-промышленной буржуазией—с другой. Тесно связанная с многонациональными монополиями и шахским двором, ‘Крупная буржуазия использовала в качестве проводника своих интересов в государственном аппарате ту часть высшей военно-бюрократической элиты, среди которой в это время резко возросло влияние последователей бе — хаистской религиозной (секты (премьер-министр Амир Аббас Ховейда, начальник генерального штаба Голам Реза Азхари и др.), имевшей общины во многих странах Ближцего Востока, Западной Европы ц СевернойАмерики. Поэтому не случайно, что в условиях ускорившейся интеграции иранской, экономики с мировым капиталистическим хозяйством тортово-предпринимательская часть «средних городских слоев», не сумевшая адаптироваться к буржуазным условиям и испытывавшая удары финансово-экономического кризиса, противопоставила космополитической идеологии бехаизма националистическую идеологию правоверного шиизма. И хотя религиозное движение объективно выражало в первую очередь интересы этой части «средних слоев», поднятое им зеленое знамя ислама дало идеологическую основу всенародной борьбе против диктатуры и империализма и тем самым создало общенациональные рамки для разнородных социально-политических сил.