Культуры керамического неолита
На сегодняшний день определенным представляется, что культуры Телль Сотто — Умм Дабагия, хассунская, самаррская, а также убейдская сформировались на базе давней и активно развивающейся традиции производящей экономики Месопотамии, в среде более ранних земледельческих культур. Тогда как основные составляющие халафской культуры, сменившей Хассуну на севере Ирака и предшествовавшей Убейду, указывают на явно не местное ее происхождение. Названные культуры керамического неолита и энеолита Верхнего Двуречья не только охватывали предгорья и «холмистые фланги», но и далеко вклинивались в долины. Они зафиксированы как в северной части Джезиры, так и на смежных с ней с запада и с востока территориях. Убейд во второй половине V — начале IV тысячелетия до н. э., оказывая заметное влияние на соседние регионы, впервые объединил всю территорию Двуречья в рамках единой традиции. Установлено, что древнейшие земледельческие культуры находились в сложном взаимодействии, в процесс их развития включались все новые группы населения, расширяя и усложняя его. Эти факторы наряду с внутренним развитием определяли дальнейшие этапы истории ранних земледельцев Двуречья и формирование новых культурных общностей.
Широкомасштабные исследования Телль Сотто, КюльТепе иУмм Дабагии 70-х гг. впервые предоставили многочисленные сведения о до — хассунском этапе существования поселений ранних земледельцев на территории Северного Двуречья. Между тем, до работ на Ярым Тепе I для самой хассунской культуры был известен фактически лишь один памятник, широко и целенаправленно раскопанный. Таким памятником являлось эпонимное поселение Телль Хассуна, давшее материал для стратиграфических, статистических, культурно-исторических и прочих исследований. То же следует сказать и о Халафе. Долгое время единственным памятником, предоставившим стратиграфические данные и вообще достаточно документированную информацию по этой культуре, оставалось поселение Телль Арпачия, хотя и на нем не все горизонты халафского слоя исследовались в прямой последовательности. Халафский слой эпонимного поселения не стратифицирован; единственный вид данных — керамика — пригоден лишь для сравнительных целей. Раскопки еще одного памятника, включающего халафские уровни, Тепе Гавры не были доведены до конца. Соответствующие материалы здесь лишь затронуты в нижнем достигнутом слое и зондажах за пределами холма. Стационарные исследования голландской экспедицией Саби Абияда в северной Сирии в долине Балиха представили ценные сведения о развитии материальной культуры в ба — лихском регионе в раннехалафское, по мнению авторов раскопок, и предшествующее ему время.