Материалы заполнения
В то же время материалы заполнения, нестандартная планировка, особое место расположения толосов 319 и 333, их соседство с серией погребений из 12-го и 11 — го строительных горизонтов дают основания говорить о специальном культовом назначении этих сооружений, возможно, связанным с проведением коллективных обрядовых действий древнейшими жителями поселения.
Весьма интересным представляется повторяющееся сочетание объектов жертвенных комплексов, выявленных в названных строениях Ярым Тепе I. Толосы 319, 333, соседние комнаты 363, 364 и здание 234 показывают во многом совпадающие наборы жертвенных предметов. Во всех этих помещениях присутствовали, являясь самыми важными в семантическом плане объектами, останки людей, т. е. человеческих жертвоприношений. Почти всегда им сопутствуют очаги, фрагменты крупных сосудов и кости/рога животных. По одному разу зафиксировано наличие обломков обсидиана и целого ожерелья ; зерна, находящегося в кувшине вместе с останками человека и овцы ; зернотерки.
Такое повторение элементов жертвенных наборов в помещениях, принадлежащих различным строительным горизонтам Ярым Тепе I, свидетельствует о существовании устойчивой системы представлений сельскохозяйственной направленности и об уже сложившейся закономерности в проведении обрядов. Магический смысл совершения этих обрядов, очевидно, был связан с целым комплексом верований — культом всеобщего плодородия, стремлением обезопасить себя, конкретные места и помещения от злых сил потустороннего мира, задобрить предков, духов или божеств местности. Подобные представления являются характерными для раннеземледельческих народов вообще и широко известны по этнографической и исторической литературе. Сельскохозяйственная направленность мировоззренческих представлений хассунцев подчеркивается тем, что наиболее часто встречаемые на поселениях погребения младенцев и детей совершались, как правило, в больших глиняных сосудах с ребром в нижней части и резким подкосом ко дну, использовавшихся в быту для хранения зерна и других продуктов. Большие фрагменты подобных сосудов или же целые их развалы были неоднократно зафиксированы среди объектов жертвенных коллекций в особых местах и постройках на Ярым Тепе I.