Влияние культурных импульсов
Однако отмечалось, что в силу своего географического положения памятники долины Балиха испытывали одинаково сильное влияние культурных импульсов, идущих из Сиро — Киликии и Месопотамии. Характер культурного слоя с халафской керамикой в Саби Абияде не совсем понятен. Несмотря на то, что зафиксирован набор безусловно халафских артефактов, целый ряд характерных черт этой культуры на памятнике пока не выявлен. В целом халафский материал из Саби Абияда по сравнению с более восточными халафскими поселениями выглядит несколько провинциально. Соответственно, этот памятник не может рассматриваться в качестве типичного халафского поселения Северной Месопотамии. На прочих раскапывавшихся поселениях, Сонгор В и других) можно говорить лишь о зондажах или исследованиях мало затронувших архитектуру.
Керамика, которая стала известна каксамаррская, впервые была получена в 1911 г. Е. Херцфельдом вне стратиграфического контекста из нескольких могил плохой сохранности при раскопках средневекового арабского города Самарра в Ираке. Наиболее выразительным и широко раскопанным памятником самаррской культуры до настоящего времени остается Телль эс-Савван, исследованный далеко не полностью силами иракской экспедиции во второй половине 60-х гг. XX в.
Немного лучше обстоит дело с изучением памятников убейдской культуры, из которых наиболее информативными являются соответствующие слои Эреду/Абу Шахрайна, Урука/Варки и Эль-Убейда на юге, Телль Абада, Мадхура, Кейт Касима III, Сонгора В и Телль Рашида в центральной части, Тепе Тавры на севере Двуречья. Первое доказательство существования на юге «доисторической» культуры предоставил Л. Вулли, в 20-х гг. XX в., руководивший раскопками скромного по размерам поселения Эль-Убейд в 4 милях к западу от Ура. В дальнейшем это поселение дало название целому комплексу «доисторических» памятников.