Социальная справедливость
На позициях определенной части духовенства сказывались и национально-демократичеокие устремления широких (Масс населения, недовольных (хотя и не всегда осознанно) некоторыми результатами капиталистической модернизация страны по западному образцу. Но эти устремления у религиозных деятелей преломлялись, разумеется, сквозь призму специфических интересов духовенства, лишившегося в ходе реформ многих своих экономических позиций и политических привилегий, значительно приблизившегося по социальному положению и образу жизни к «средним слоям» и по необходимости вставшего на путь революционной борьбы, ибо в сложившихся условиях только на этом пути можно было отстоять право на существование религии и упрочить положение ее адептов, Такие в целом консервативные идеи, как возвращение к мусульманским традициям жизни, объективно отражавшие протест против создаваемого в стране «общества потребления», многие религиозные деятели сочетали с позитивными требованиями «социальной справедливости» н «справедливого распределения ‘богатства», под которыми в первую очередь ймеЛйсь ;б виду ликвидация беззаконий и Коррупции, (создание банковской системы без взимания процентов и проведение других мер, вытекающих из эгалитарных принципов исла|ма. Во внешнеполитической области духовенство выступало с лозунгами уничтожения иностранного, и особенно американского, влияния и поддержки отношений со всеми странами на принципах равноправия, взаимного уважения и (невмешательства во внутренние дела. Выдвинутые религиозными кругами требования создания «исламского общества» и «исламского правительства» объективно выступали и как фактор национального сплочения в борьбе за обновление страны на основе религиозно-духовной самобытности народа и его традиционных культурных ценностей.
Росту авторитета религиозных кругов способствовала не только их тесная и повседневная связь сч широкими слоями населения, но и непрекращающаяся борьба с авторитарной’ властью шаха. Эта борьба происходила в основном в форме распространения нелегальных антиправительственных изданий, но подчас выливалась и в открытые демонстрации, как, например, в июне 1975 г. в «священном» городе Куме. На все оппозиционные выступления духовенства власти отвечали репрессиями, начиная с разгона религиозных собраний и кончая расстрелами духовных лиц, укрепляя тем самым в народе мысль о тесной взаимосвязи политической и религиозной борьбы.