Монументальные сооружения
До серии открытий верхнемесопотамских монументальных сооружений религиозного назначения вопрос о существовании культового строительства в эпоху неолита оставался одним из нерешенных. Единичные, не всегда убедительные и разрозненные свидетельства, документирующие этот процесс, не были достаточными для изучения проблемы. Так, о функционировании построек, где проводились культовые действия и/или которым придавалось сакральное значение, высказывалось мнение на основании полученных материалов из Мурейбита, Телль Асвада, Телль Халульг, Букрас, Бейды, Иерихона, Хаджилара, Ашиклы Хююка, Айн Гхасаля, Чатал Хююка, Гандж Даре, Загхе и других памятников. Здания, помещения, отдельные части помещений, отличавшиеся своим расположением, планировкой, размерами, внутренним убранством и сопутствующими специфическими материалами интерпретировались иногда в качестве родовых или домашних святилищ, иногда как храмы и/или постройки общественного назначения.
Наиболее близкие параллели свидетельств культового строительства Верхнего Двуречья с памятниками из соседних регионов эпохи PPN проявляются в материалах Иерихона, Бейды и Айн Гхасаля, раскопки которого сейчас продолжаются.
В частности, в Северном секторе Айн Гхасаля на уровне, относящемся к периоду LPPNB, в 1993 и 1996 гг. были открыты две неординарные круглоплановые постройки, интерпретированные исследователями как «семейные святилища».