Культурная самобытность
По свидетельству ряда наблюдателей, для большинства иранских интеллигентов была характерна свобода от догматов религии, которую многие из них считали тормозом социального развития страны. Однако часть интеллигенции усматривала неразрывную связь между национально-культурной самобытностью Ирана и шиитской ветвью ислама, последователи которой составляют около 90% населения страны. Эти круги интеллигенции во главе с бывшим ‘Сподвижником Мосаддыка Мехди Базарганом создали группировку Движение за освобождение Ирана, которая из всех светских политических организаций была наиболее тесно связана е духовенством.
Усиление среди части интеллигенции религиозных традиций отражало глубинные процессы идейного и духовного развития иранского общества, которые могут быть поняты в полной мере только с уяснением места и роли духовенства (примерно 180 тыс.) в общественнополитической жизни страны в 60—70-х годах.
«Белая революция» способствовала углублению проводимой династией Пехлеви еще с 20-х годов политики секуляризации государственных институтов и ограничения позиций духовенства в области народного образования и гражданского судопроизводства. Более того, аграрные реформы 60-х — начала 70-х годов впервые в широком масштабе посягнули на огромные вакуфные земельные владения, составлявшие основу материального благосостояния духовенства. В то же время политика индустриализации, способствовавшая резкому ослаблению традиционной роли городских базаров, исторически тесно связанных е религиозными институтами, в немалой мере отразилась на финансовых средствах, получаемых духовенством в виде податей и различных пожертвований. Экономические трудности середины 70-х годов, отразившиеся на положении не только мелких торговцев, но и широких трудящихся масс, сразу же и в весьма большой степени сказались на благосостоянии духовенства. Вдобавок ко всему этому правительство постоянно усиливало контроль над религиозными пожертвованиями, а в начале 1978 г. отменило ежегодную государственную субсидию духовенству.