Репрессивные меры
В последующем основные усилия властей были направлены на узаконение религиозно-теократической системы власти и, казалось бы, ликвидацию граждансколиберальной. Еще 30—31 марта 1979 г. в стране был проведен референдум, одобривший ‘Создание «исламской республики». В начале ноября того же года Хомейни принял отставку правительства Базаргана, сохранение которого уже не диктовалось никакой необходимостью: в результате принятых в августе — октябре и последующие месяцы репрессивных мер оппозиционно настроенные к режиму либеральная интеллигенция и умеренные круги духовенства были сломлены, а большая часть левых сил перешла на полулегальное положение; с осуществлением же акции по захвату американского посольства духовенство приобрело важную политическую опору в лице Организации мусульманских студентов — последователей курса имама Хомейни. Вся полнота власти не только фактически, но уже и формально перешла к Исламскому революционному совету. Новый референдум 2—3 декабря утвердил «исламскую конституцию», иредусматривавшую учреждение института «факиха» — самого достойного духовного вождя, стоящего над всем государственным и правительственным аппаратом, а также Совета по охране конституции, призванного контролировать правительственную деятельность с точки зрения ее соответствия исламским нормам.
Однако все это означало не ликвидацию граждане ко — либеральной системы власти, а лишь ее временное инкорпорирование в религиозно-теократическую структуру. Сотрудники кабинета Базаргана — члены Исламского революционного совета сохранили свои посты в ИРС. После неоднократных нападок духовенства на интеллигенцию Хомейни, проявляя, как и во многих случаях, большую гибкость, стал призывать к сотрудничеству с ней. Дело в том, что ‘ближайшее окружение Хомейни с самого начала составляли вернувшиеся с ним из эмиграции интеллигенты — радикальные сторонники «исламской республики», в большинстве своем получившие западное образование (С. Готбзаде, А. Банисадр и др.).