Исламская фаза
Конечно, проводившиеся в жизнь в ходе этой второй, так сказать, исламской фазы эгалитаристские установления Корана решали и некоторые реальные проблемы революции, ибо идея равенства, как указывал В. И. Ленин, есть самое полное, последовательное и решительное выражение буржуазно-демократических задач. Однако ж)е главное внимание уделялось иллюзорным проблемам революции, навеянным «священными» текстами коранических сур. Во имя достижения «ветхозаветных» морально-этических идеалов и абстрактно-гуманистических целей исламский режим расправлялся не только с оппозиционными левыми организациями — сторонниками углубления социального содержания народной, антиимпериалистической революции (при одновременном «перехвате» отдельных их требований), но и с правыми элементами в самой правящей группе, стремившимися «умерить» правительственную политику, с тем чтобы дать возможность мелкособственническим слоям в полной мере воспользоваться плодами революционных завоеваний.
В результате всего этого усилия по институционализации «исламской республики», хотя объективно служили в какой-то мере средством закрепления минимальных буржуазно-демократических достижений, неизбежно порождали реакцию термидорианского типа, торжество которой означало бы переход революционного процесса на нисходящую линию развития.
Выход из кризиса революции, способствующий ее развитию по восходящей линии, мог бы быть обеспечен сдвигом влево, продолжающим славные традиции антимонархической фазы революционной борьбы и развивающим позитивные достижения ее исламской фазы. На такой новой основе дело сплочения народа во имя национальных целей, дело морального оздоровления общества, начало которым положил Хомейни, возможно, все же остались бы непреходящим завоеванием революции.
Советские люди с симпатией относятся к освободительной борьбе иранского народа, к его поискам самобытных путей развития. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев отмечал: «Особый характер имеет революция в Иране, которая стала крупным событием в международной жизни последних лет. При всей своей сложности и (противоречивости это в своей основе антиимпериалистическая революция, хотя внутренняя и внешняя реакция стремится изменить этот ее характер.