Культовый объект
Вместе с тем форма интересующего нас сосуда действительно соотносима с формой халафских толосов простого плана. «Арпачийская чаша, — пишет Ф. Ипполитони-Стрика, — самое раннее на Ближнем Востоке свидетельство существования ваз, моделирующих архитектурное сооружение». Далее автор статьи на ряде иллюстрированных примеров показывает, что развитие этой традиции в Древней Месопотамии продолжается в периоды Убейд, Урук, Джамдет-Наср; кроме того, оно хорошо фиксируется на материалах из Суз Ш-П тыс. до н. э.. В таком случае центральный рисунок, располагавшийся на внутренней стороне дна чаши, возможно, является древнейшим из известных на сегодняшний день изображений центрального культового объекта святилища, а позже — храма, в Месопотамии. В шумерских текстах такой объект называется BARA2 = parakku — обычный перевод «престол», обозначает центральную часть шумерского храма, место суда и определения судеб, первооснову, начало времени.
Однако решение загадки арпачийской чаши, предложенное Ф. Ип — политони-Стрика, в настоящий момент нельзя считать доказанным. До сих пор на халафских поселениях не открыты достоверные прототипы, моделью которых мог служить сосуд из могилы G2. Тем не менее вероятность их существования, исходя из современных знаний о ха — лафской культуре в целом и особенно о духовной сфере жизни халаф- цев, мы отрицать не можем. Известно, что элементы погребальной обрядности, а арпачийский сосуд является таковым, представляют собой полисемантические знаки. Археологически фиксируемая сторона погребального обряда в некоторых случаях дает шанс реконструировать и другие аспекты культовой практики древнего населения, не столь полно отраженные материальными остатками. Не исключено, что новые археологические открытия подтвердят высказывание Ф. Ипполитони-Стрика, и тогда наличие арпачийского сосуда позволит нам оперировать дополнительной информацией об обрядовых постройках халафского времени.