Дописьменная история
Приятно отметить, что в изучение дописьменной истории Двуречья значительный вклад внесла САЭИ, силами которой помимо уже названных Телль Магзалии, Кюль Тепе, Телль Сотто, Ярым Тепе I и плодотворных разведок в Синджарской долине, широкомасштабно исследованы памятники халафского и убейдского времени. В результате раскопок, проведенных советской экспедицией в Ираке, история ранних земледельцев Синджарской долины удревнена по меньшей мере на 1500 лет по отношению к хассунской культуре. Были исследованы неизвестные раньше периоды докерамического неолита, прослежены наиболее ранние этапы формирования хассунской культуры, уточнено относительное хронологическое положение хассунской, самаррской и халафской культур, вызывавшее до того разночтение. Одним из важных итогов исследований экспедиции является тот факт, что была прослежена линия непрерывного культурного развития от начала VI до IV тыс. до н. э., от предхассунского времени до убейдской эпохи, отражавшая основные этапы культурно-исторического развития дописьменной истории Северной Месопотамии от достаточно раннего периода становления производящей экономики вплоть до времени, непосредственно предшествовавшего сложению древнейшей шумерской цивилизации.
Напряженная политическая обстановка 80-90-х гг. XX — начала XXI в. в ирако-иранском регионе послужила причиной прекращения на длительное время полевых исследований на большей части Двуречья. Соответственно, последние 25 лет новые материалы с основной территории распространения рассматриваемых культур не поступали, и наши сведения преимущественно ограничиваются документацией старых раскопок. Коллекция этих данных на самом деле не столь многочисленна для подробного освещения проблемы. Тем не менее мы попытаемся объективно рассмотреть все известные случаи, возможно, культового выделения построек на памятниках раннеземледельческих керамических культур дописьменной Месопотамии и сопоставить материалы этого времени с данными культовых строений более изученных периодов древней истории Двуречья.