Древняя Месопотамия
«Палочки с насечками» из Халлан Чеми, древнейшие печати и их оттиски из других ранненеолитических памятников, как и фишки в виде тригонометрических фигур, наглядно свидетельствуют о существовании на этих докерамических поселениях определенных структур учета и контроля. Несмотря на отсутствие прямых доказательств, есть основания предполагать, что социальная группа, связанная с культовой сферой, в частности, с возведением и функционированием описанных выше святилищ, вероятно, контролировала и экономическую жизнь поселений. Судя по имеющимся материалам, данная группа могла монополизировать межпоселенческие обменные операции; направлять работу специализированных ремесел и строительства; концентрировать и распределять ценные виды продукции; в целом руководить общественной жизнью соплеменников. По мнению М. Оздогана, существовавшая в Древней Месопотамии «исторического» времени социально-экономическая система, основанная на главенствующей роли храма, имеет свои корни в культурах Северного Двуречья эпохи докерамического неолита.
Таким образом, современная археология далека от понимания неолитического периода на Ближнем Востоке как времени функционирования простых деревень, борющихся за свое выживание, о чем писал когда-то Г. Чайлд. Напротив, на основе полученных за последние десятилетия данных, сейчас активно обсуждаются вопросы существования стратифицированного общества; развитой системы обмена на обширных территориях; устойчивых институтов учета и контроля; иерархии поселений; монументальной архитектуры и весьма сложной картины верований даже для ранненеолитического времени.