Образный характер
«Здание с мозаичным полом» — еще одно монументальное, ширококомнатное сооружение Чейеню Тепеси, которое, очевидно, два-три раза перестраивалось, сохраняя при этом основные свои характеристики. Внешние размеры лучше сохранившегося варианта строения составляют 11,75 х 9 м, внутренние — 9,80 х 7,50 м. С трех сторон стены сооружения имели ширину от 0,80 до 1,20 м. Однако юго — восточная, открытая к ручью длинная стена была заметно тоньше и имела ширину около 0,40 м. В ней находился вход. Все четыре стены данной постройки с внутренней стороны содержали по две пилястры. Ширина выступов составляла 1 м, глубина — 0,25 м. В связи с этим профессор Ширмер авторитетно заключает, что пилястры не являлись поддерживающим крышу устройством, а имели «образный характер».
Кроме того, трудоемкое оформление пола, несомненно, показывает, что создатели придавали ему важное символическое значение. Пол представлял собой красно-оранжево-белую мозаику, сделанную из мелких камней, скрепленных гипсом. Два ряда каменной кладки находилось в основании мозаики. Внизу лежали белые известняковые плиты, тщательно подогнанные друг к другу, предварительно оббитые и скрепленные гипсовым раствором. Верхний слой был выложен мелкой цветной галькой на гипсовом растворе. Центр помещения пересекали две пары параллельных полос из белой гальки. Каждая полоса имела 5 см ширины и более 4 м длины. Белые линии как будто соединяли пилястры противоположных длинных стен постройки. В то же время протяженность линий точно совпадает с внешними сторонами пи — лястровых выступов коротких стен. После того как цементирующий раствор мозаики затвердел.