Период обитания
О высокой значимости подобных обрядов в ранний период обитания Ярым Тепе II говорит, с одной стороны, достаточно большое количество их обнаруженных свидетельств, а с другой стороны, наличие среди «погребенных» указанным способом вещей уникальных предметов, таких, как оригинальный зооморфный сосуд в виде свиньи, антропоморфный сосуд в виде женской фигуры, который по праву может считаться одним из самых выдающихся произведений искусства дописьменной Месопотамии, медная печать-подвеска, являющаяся древнейшим изделием подобного рода, известным до сего времени. К ним должны быть отнесены, несомненно, и микролитические орудия, найденные в ритуальной ямке подполом толоса 67. Такие орудия, отмечают Р. М. Мунчаев и Н. Я. Мерперт, не встречаются в комплексах, как хассунского поселения Ярым Тепе 1, так и в более ранних памятниках.
Явление «антиквариата» и сооружение жертвенных ям известно в культовой практике многих народов. Очаг/яма выступают как наиболее распространенные символы сакрального центра — мировой вертикали. Так традиция помещать жертвоприношения или остатки жертвоприношений в ямы, помимо Халафа, прослежена непосредственно на материалах Месопотамии хассунского и более позднего времени, в том числе «исторического». Обрядовые ямы в виде оформленных специальным образом траншей зафиксированы в Уруке, Лагаше, Эреду, Уре, Хафадже, Ниппуре и, вероятно, в Тепе Гавре. Обычай совершения таких обрядов на одних и тех же местах поддерживался в течение длительных периодов. Ямы с жертвоприношениями располагались в храмах, но могли находиться и поблизости от них.
Таким образом, несомненно, важен факт расположения большинства названных культовых объектов древнейшего слоя Ярым Тепе II поблизости от толоса 67, на едином участке поселения. Причем это же пространство служило местом концентрации уже упоминавшихся погребений черепов и всех пяти открытых в нижних уровнях телля редких для Халафа захоронений с остатками трупосожжений.