Коммунальные дома-хранилища
По мнению некоторых исследователей, «Т-образные строения Телль эс-Саввана служат несомненными прототипами более поздних по времени Т-образных шумерских храмов, с которыми они имеют разительное сходство». Такое утверждение на сегодняшний день нельзя воспринимать однозначно как безусловно верное. Поскольку самаррская культура по меньшей мере на полторы тысячи лет старше эры по праву называемой шумерской. Но в то же время многие ее черты говорят о реальном включении самаррского элемента в основание шумерской цивилизации. Соответственно следует все же внимательно отнестись к приведенному выше высказыванию о том, что Т-образные коммунальные дома-хранилища могли быть определенной эволюционной базой возникновения Т-образных шумерских храмов. Последние, как известно, располагались на территории теменоса, отделенного от других районов поселения стеной, контролировали значительную часть общинной сельскохозяйственной продукции и включали в себя специализированные ремесленные мастерские.
Помимо материалов Телль эс-Саввана, сведения о вероятном существовании архитектурно выделенных особых сакральных центров или специальных культовых построек общинного значения в самаррских слоях к настоящему времени не известны.
На территории крупного самаррского поселения Чога Мами среди многих других строений выявлена лишь одна маленькая комнатка 1,7 х 1,7 м, которая может быть интерпретирована в качестве специального помещения для отправления обрядов. В углах комнаты обнаружены три небольших, покрытых обмазкой вертикально стоящих известняковых камня. Четвертый отсутствовал. Но первичное его нахождение точно определяется. Когда глиняная обмазка с пола и камней была удалена, открывшаяся поверхность оказалась сильно обожжена огнем. На основании этих данных Дж. Отс, автор раскопок, делает вывод, что до покрытия обмазкой пола перед каждым камнем располагался очаг. Весь комплекс представленных артефактов интерпретируется исследовательницей как свидетельство «ритуальной» деятельности на Чога Мами.