Источники сырья
В качестве альтернативы, на наш взгляд, есть вероятность функционирования неординарных общественных строений, открытых в 1-м горизонте Халлан Чеми, как производственных центров на поселении и мест для хранения /распределения привозимых источников сырья. Так или иначе, совмещение сакрального пространства и наиболее значимых для хозяйственного благополучия общины видов деятельности было характерным для древних сообществ, и это хорошо иллюстрируется представленными материалами.
Переход к оседлой жизни и производящему хозяйству требовал развития новых социальных институтов как для разрешения конфликтов внутри новых постоянных коллективов, так и для поддержания межобщинных региональных связей. Существование данных институтов подтверждается рядом свидетельств, в том числе остатками общественных построек, которые являлись важнейшим материальным элементом сложной организованности социальных структур, возникавших здесь с ранних этапов появления первых долговременных поселений. Регулирование общественной жизни косвенно проявляется по различным категориям находок, обнаруженных на рассматриваемом памятнике. Во многих случаях данные находки несут свидетельства ритуальной значимости. К сожалению, в доступных публикациях об исследовании Халлан Чеми нет ясных указаний на места обнаружения этих объектов, однако в статье М. Оздогана есть упоминание о том, что каменные чаши с изображениями животных и скульптурные пестики были обнаружены в пределах общественных построек.
Итак, в качестве первой группы находок, интересующей нас в контексте рассматриваемой темы, отметим остатки множества искусно выполненных каменных чаш, которые хорошо известны и по другим эпипалеолитическим и ранненеолитическим памятникам Тавро-Загрос — скойдуги. Чаши Халлан Чеми, как правило, сделаны из серого/зелено-черного камня или из белого известняка. Их выявленные фрагменты часто украшены прекрасной тонкой резьбой, похожей на рельеф, с геометрическими и с натуралистическими изображениями.