Обрядовая чаша
Этот великолепный образец халафской керамики — расписная обрядовая чаша, которая была разбита и восстановлена с помощью гипса еще в древности, — неоднократно подвергался анализу со стороны исследователей. Из всех рассуждений наиболее обоснованным представляется вывод К. Бренике о том, что главной темой изображения являлась «защита стада, символа общины, от нападения врагов — хищника», т. е., по большому счету, — обеспечение безопасности и процветания общины.
Е. В. Антонова заостряет внимание на фигуре «охотника» с оружием и рогатой маской на лице. «Охотник» изображен защищающим от кошачьего хищника одомашненное пространство, которое представлено знаком ковра/поля/входа в святилище и стоящими с двух сторон от него двумя женщинами, а также коровой/быком. Следует отметить, что сюжет «защиты стада от хищника» хорошо известен в месопотамской глиптике более поздних периодов. В урукскую эпоху окончательно сформировался образный репертуар хищников и травоядных, ставший иконографической основой многочисленных сцен охоты, терзания животных, защиты стад на печатях эпохи Джамдет-Наср и начала Раннединастического периода. Во второй четверти III Тысячелетия до н. э. в глиптике образно-линеарного стиля подобные сюжеты становятся основным объектом изображения. Однако теперь сцены «защиты стада от хищников» приобретают более условный и менее динамичный характер, со временем преобразуясь в схему, получившую название «фриз сражающихся». Противниками хищников, как правило, выступали мифические миксаморфные персонажи, соединяющие в себе черты человека и различных существ: быка, козла, льва, змеи. Позднейшие аналогии рисунка на обрядовой чаше из халафского погребения G2 также просматриваются и в сценах охоты ассирийских царей. Выявленные параллели подтверждают особый социальный статус сражающегося с хищником «охотника», изображенного на рассматриваемом сосуде. Рогатый головной убор на нем отмечает ритуальное выделение этой фигуры, вероятно, обладающей жреческими функциями. По сути дела, на сосуде из G2 мы впервые встречаемся с прототипом известного древнемесопотамского персонажа, который в научной литературе, посвященной более поздним периодам в истории Двуречья, рассматривается под названием «царь-жрец».