Специальные орудия
Нет сомнений, что такое хорошо организованное место имело важное значение для всей общины. По мнению Х. Чембел, Плаза могла использоваться для ритуального разделывания туш животных во время коллективных, праздничных трапез, что подтверждается наличием здесь большого количества костей и специальных орудий. Многие свидетельства, отмечает А. Оздоган, указывают на то, что по своим функциям Площадь являлась «открытым» эквивалентом «уникальных зданий».
Авторы раскопок отмечают, что в круг представлений о смерти был, очевидно, включен «культ быка», о чем свидетельствуют, обнаруженные в «Доме мертвых» остатки почитания зубра. Традиция размещения рогатых черепов или отдельно рогов, особо значимых костей крупных животных в неординарных постройках докерамического неолита, помимо Чейеню, была зафиксирована в Телль Асваде, Мурейбите, Жерф эль Ахмаре, Телль Халуле и Халлан Чеми на территории Северной Месопотамии; а также в Загхе и Гандж Даре в северо-западной части Ирана. Подобный прием ритуального оформления помещений широко применялся и в более поздних неолитических «святилищах» Чатал Хююка, Центральная Анатолия. В трех названных случаях постройки, отмеченные такого рода символами, непосредственно были связаны с погребениями. В четвертом случае — в Жерф эль Ахмаре — кости зубра соседствовали с жертвенными закладами человеческих черепов и других костей человека, обнаруженных в постройках особого назначения.
Финальный уровень существования «Дома черепов» нес следы намеренного разрушения и пожара. Мощным слоем камней были завалены остатки здания. Исследователи памятника сообщают, что после совершения таким образом церемонии «захоронения» самого «Дома мертвых» фундаменты «клеточных» построек, как прежде, стали использоваться жителями поселения в качестве погребальных помещений.