Концептуальные установки
Высказывались и более определенные оценки проявившегося в общих концептуальных установках Хомейни соотношения традиционализма и модернизма. В американском журнале «Прогрессив» в январе 1979 г. было выражено следующее мнение: «Многие противники шаха среди религиозных руководителей отнюдь не стремятся вернуть Иран к средневековью, а хотят использовать модернизацию (технико-экономическую.— С. А.) для претворения в жизнь своих философских идеалов, в том числе обеспечить более справедливое распределение богатств в стране, ликвидацию нищеты среди народа и коррупции среди правящей элиты». Примерно то же писал спустя месяц упоминавшийся выше Р. Фолк: «Религиозной сутью движения Хомейни является призыв к социальной справедливости, к справедливости в распределении материальных благ, к созданию производительной экономики, основанной на национальных нуждах, к простоте в образе жизни и отсутствию коррупции, чтобы свести к минимуму различия между богатыми и бедными, правящими и управляемыми».
Интересен политический портрет Хомейни, нарисованный корреспондентам. английской газеты «Гардиан» в номере от 21 января 1979 г. Касаясь его выступлений против реформ «белой революции», ‘корреспондент писал: «Вопреки распространенному мнению он никогда явно не нападал на идею перераспределения. богатств и протестовал только против формы, в которую была облачена эта идея… Характерно, что поводам для изгнания Хомейни явились не его нападки на. земельную реформу, а нападки на Соединенные Штаты… С годами Хомейни в своих выступлениях стал делать упор на социальную справедливость, на необходимость коренных перемен и на вооруженную борьбу. В одной из своих недавних книг он писал: „Ислам — религия борцов за свободу, которые выступают за справедливость и праведную жизнь, это религия тех, кто жаждет свободы и независим ости, религия противников эксплуатации"… Хомейни не мулла-фанатик. Не является он и. идеальным вождем масс или человеком, умеющим отлично сочетать разные интеллектуальные направления, как изображают. некоторые его сторонними. Правильнее всего назвать его традиционным просвещенным вождем иранского народа, всячески старающимся приспособить свое мышление к меняющейся обстановке».