Классовая структура
При всем своем корпоративном характере духовенство также было фрагментировано различными интересами, определявшимися все той же пестротой классовой структуры, обусловленной, в свою очередь, незавершенно стью процесса капиталистической дифференциации иранского общества. Политическая разобщенность духовенства, таким образом, более или менее адекватно отражала социальную аморфность общественного организма.
Активно проявившее себя еще в ходе революционных выступлений конца 1978 — начала 1979 г. умеренное нрыло высшего шиитского духовенства, хотя численно и поредело, все же сохранило определенную степень влияния. Одни из умеренно настроенных религиозных лидеров были обеспокоены тем, что Хомейни может не остановиться на том ограниченном радикализме, который еще можно как-то обосновать предписаниями Корана, и перейдет к «неисламскому социализму»; другие — его фактическим переходом на позиции, уводящие к теократическому обществу. В целом же и те, и другие отражали интересы тех либеральных кругов интеллигенции, представителей среднего и мелкого торгово-промышленного капитала, которые усматривали в призраках теократии и «неисламского социализма» грозное сочетание ультраконсерватизма и мероприятий в духе «коммунизма». Наиболее яркий представитель этих слоев аятолла Шариат-Мадари (оттесненный о возвращением Хомейни в Иран на второе место в шиитской иерархии) пользовался особой популярностью в населенных в основном азербайджанцами северных, экономически относительно развитых провинциях страны.
Большинство других представителей высшего шиитского духовенства в целом вполне лояльно относились к политико-экономическим и социально-культурным концепциям Хомейни. Однако их представления о практическом осуществлении этих концепций преломлялись сквозь призму социально-экономических и политических интересов самых различных общественных прослоек — радикальных кругов студенчества и вообще молодежи, экстремистски настроенной части сельоких мигрантов, городского люмпенства со свойственной ему склонностью к резкой смене — своих позиций и т. д. Представителями этих. слоев населения среди духовенства выступали соответственно Махмуд Талерами (скончался в сентябре 1979 г.), связанный через своих сыновей с организацией «моджахединов», X. Монтазери, являвшийся вместе со ‘Своим сыном активным поборником посылки иранских добровольцев на юг Ливана для борьбы с Израилем, Садек Хальхали, имя которого в бытность его председателем выездных исламских революционных судов стало синонимом массовых и поспешных казней, и др.