Новое на сайте
Популярное

Иконический знак

Иконический знакПомимо этого, для эпохи Халаф можно отметить утверждение еще одного иконического знака антропоморфного содержания, получившего широкое распространение в религиозном искусстве «исторической» Месопотамии. Это фигура женщины — покровительницы и защитницы, вероятно, наделенной сверхъестественными способностями и, что хорошо определяется, связанной с семантикой воды. Явное сходство устанавливается между дамами, изображенными на чаше из могилы G2 и выдающимся сосудом, выполненным в виде женской фигуры, из обрядовой ямы древнейшего уровня Ярым Тепе II. Это сходство проявляется в позиции стоя, общих контурах тела с широкими бедрами и усечением головы, изображением ног слитно, длинными вьющимися волосами, четким выделением треугольника, подчеркивающего «женственность» фигур. Во всех случаях руки женщин согнуты в локтях и направлены вверх. Арпачийские дамы указывают на охраняемый ими ковер/поле/вход в святилище, тогда как женщина из Ярым Тепе II Поддерживает руками грудь. Большинство исследователей считает возможным интерпретировать представленные образы как изображения богинь.

Мотив на дне чаши, центральный для восприятия и соответственно основной для понимания семантики сосуда, по мнению Е. В. Антоновой, слишком условен, чтобы его можно было уверенно интерпретировать. По этому поводу в 1978 г. И. Хаджара писал: «Основание чаши украшено схематичным изображением, которое может представлять архитектурный рисунок или культовый объект, например, алтарь или особое место для возлияний». С таким объяснением согласна Ф. Ипполитони-Стрика. В статье, специально посвященной известному сосуду из Арпачии, она предлагает наиболее целостное его толкование. Широко применяя межкультурные и диахронные сравнения для лучшего проникновения в суть вопроса, но в своих выводах опираясь преимущественно на арпачийские и близкие им материалы, исследовательница интерпретирует чашу из G2 как «переносное святилище» и считает, что та воспроизводит облик некого толоса, возможно, теперь не сохранившегося, расписанного сценами ритуально-мифологического содержания, подобно «святилищам» Чатал Хююка, и выполнявшего похожие функции. Известно, что в архаичных обществах широко применялась практика помещать одинаковые, несущие определенную информацию, сакральные изображения на различные объекты соответствующего назначения: печати, обрядовую посуду, стены святилищ, храмов и т. д.

Галерея
7693 9323 9857 10344 10443 11064 11179
Интересные записи

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

069c643fd904d31d