Пропагандистская кампания
Развернутая одновременно пропагандистская кампания имела целью привлечь на сторону двора широкие народные массы и особенно «средние слои». Речи шаха изобиловали обещаниями коренных реформ, в том числе аграрных, призванных улучшить условия жизни трудящихся, и борьбы с коррупцией и другими злоупотреблениями власть имущих. Эти «революционные» выступления, а также установленные новым премьером контакты с интеллигенцией, с которой он обсуждал проекты реформы системы образования, вызвали недовольство помещиков, ханов племен, крупного купечества и духовенства, опасавшихся за свои позиции. К тому же Размара объявил о намечаемом создании провинциальных, районных и деревенских советов, а также о необходимости гарантии независимости судов… 7 марта 1951 г. жизнь премьера была оборвана пулей террориста из «Федаяне ислам», а две недели спустя был убит и министр просвещения.
Борьба между иранским полуфеодальным абсолютизмом, с 1949 г. начавшим активно возрождаться после своего временного ослабления, и крупными землевладельцами, занимавшими ведущие позиции в меджлисе, происходила на фоне все более набиравшего силу антиимпериалистического национально-демократического движения. Как и в предыдущие годы, революционно-демократические круги тесно связывали решение национальных задач общественного развития с проведением радикальных демократических преобразований. Однако с начала 50-х годов, особенно после образования в конце апреля 1951 г. правительства М. Мосаддыка, освободительное движение в Иране, имевшее ранее и антиимпериалистический и антифеодальный характер, вылилось в основном в борьбу за национализацию Англоиранской нефтяной компании, которая теперь охватила практически и все имущие слои населения. Личность нового премьера, ставшего в те годы одним из самых известных в мире государственных деятелей, наложила глубокий отпечаток на последующие события в Иране.