Народные движения
Религиозная идеология, характерная для (Средневековых народных движений, скрывала объективно антифеодальную направленность этих восстаний. В учении Баба ‘провозглашались равенство всех людей, в том числе и женщин, и установление «(священного царства», отражавшее в своеобразной форме мечты народных масс о ликвидации эксплуатации и гнета. Наряду с предписаниями о защите прав личности, собственности, порядке наследования и т. п. выдвигались конкретные требования, соответствовавшие интересам купцов и торговцев: обязательная уплата долгов, тайна торговой переписки, узаконение ростовщического процента, введение единой денежной системы и т. д. Сам Баб апеллировал в своих проповедях не к народу, а к правящим кругам.
В ходе восстаний, развернувшихся в Иране, народными /массами были сделаны попытки претворить в жизнь демократические элементы учения Баба, развитые его последователями,— освобождение от налогов и феодальных повинностей, лишение феодалов их прав и привилегий, отмена частной собственности и установление общности имущества. Последнее требование при всей своей утопичности отражало стремление крестьянства и городской бедноты революционно-демократическим путем уничтожить феодальную собственность и провести уравнительный передел земли и других средств производства. Объективно восстания бабидов были направлены и против закабаления Ирана иностранным капиталом.
Такова в целом картина событий, происшедших в Иране на рубеже 50-х годов XIX в. под воздействием обострения социально-экономических противоречий феодального строя ‘В результате проникновения в страну иностранного капитала. Только с учетом данного конкретного обстоятельства возможна обоснованная социологическая характеристика этого важного периода новой истории Ирана как определенного этапа в общественио- экономической’ эволюции иранского общества.
Бабидсние восстания в Иране были. составной частью той революционной «волны», которая прокатилась в XIX в. по огромным пространствам от Магриба до Китая под влиянием вторжения европейского и американского капитала в страны Востока и насильственного включения их в систему мирового капиталистического рынка.