Направление культурных связей
Артефакты керамического Джармо, Али Ага, Тамерхана, Телль эс- Саввана, Шимшары, Маттарры стадиально одновременны памятникам Телль Сотто, проявляют с ними определенное культурное сходство, однако в целом своеобразны. Некоторые импорты из иранского Курдистана в Тамерхане, Джармо, Шимшаре указывают на преимущественно восточное направление культурных связей этого региона.
Таким образом, памятники типа Сотто — Умм Дабагии на правом берегу Тигра и памятники керамического Джармо на левобережье — два родственных, но в целом своеобразных варианта древнейшей керамической культуры Месопотамии начала VI тыс. до н. э. В основе своей оба варианта имеют местное происхождение. На правобережье преобладают западные культурные связи, на левобережье — восточные. Работы на Чога Мами и Телль эс-Савване свидетельствуют о древности самаррских слоев на левобережье Тигра. Позднейшие проявления культуры керамического Джармо, по мнению Н. О. Бадера, могут представлять интерес при разработке вопросов происхождения самаррской культуры, в то время как памятники типа Сотто дали начало хассунской культуре.
Р. М. Мунчаев и Н. Я. Мерперт отмечают, что линии генетической связи не достаточны для утверждения однокультурности Телль Сотто и Хассуны, для отнесения их к двум этапам развития единой культуры. Исследователи считают более правильным говорить о двух этапах общего развития раннеземледельческого населения Синджарской долины и Северной Месопотамии в целом, представленных взаимосвязанными, но самостоятельными культурами. Из различий Р. М. Мунчаевым и Н. Я. Мерпертом называются наиболее чувствительные для подобных культур показатели — орнаментация и специфичные формы глиняной посуды. Кроме того, указываются отличия более общего характера, вплоть до известного упрощения всего облика культуры. Тем не менее эти отличия, заключают исследователи, не могут умалить роли культуры Телль Сотто — Умм Дабагии как важнейшего, а скорее всего, и основного компонента в процессе формирования хассунской культуры.