Центр поселения
Авторы публикаций материалов Телль Арпачии сообщают, что самые крупные из раскопанных круглоплановых строений стояли в центре поселения, на основании чего можно предположить их особую значимость. Во-вторых, стены этих толосов заметно большей толщины, чем у современных им раскопанных зданий. В-третьих, последовательные перестройки не затронули каменных фундаментов указанных толосов, к которым, как считают М. Маллован и Дж. Роуз, население относилось с определенным почтением. Для каждого нового здания доставлялся камень и укладывался непосредственно поверх старых оснований. Также в районе толосов была обнаружена особая яма, которая содержала многочисленные статуэтки, в основном женские, и фрагменты расписных сосудов. Два погребения G 51 и G 53, «включавшие наиболее качественную и красивую керамическую посуду», были обнаружены напротив внешней стены толоса ТТ 7; детское захоронение найдено в толосе ТТ 9. Признавая тот факт, что, по-видимому, погребение в пределах поселения считалось явлением желательным, авторы раскопок тем не менее используют названные свидетельства захоронений как еще один аргумент в пользу следующего заключения: «Более чем вероятно, что толосы были святилищами, возможно, связанными с культом матери-богини». На такую категоричность высказывания по поводу назначения круглоплановых сооружений повлияла, помимо уже названного, необычная планировка этих построек, которая была впервые зафиксирована для халафского времени.
Вопрос о реконструкции и интерпретации арпачийских толосов в наши дни продолжает обсуждаться на страницах печати. Определение этих сооружений как построек культового назначения вызвало множество возражений. В частности, отмечалось, что их центральное положение на Телль Арпачии отнюдь не доказано, т. к. остается неизвестным план большей части поселения. Связь с толосами погребений и других находок некоторыми учеными также представляется малодоказуемой. Наконец, последующие открытия остатков округлых в плане домов различного назначения наряду с прямоугольными постройками по всему ареалу распространения халафской культуры дают основания утверждать, что толосовидные здания в халафских поселениях не являются постройками необычного особого плана. Помимо названного, в качестве возражений авторам раскопок приводились и другие аргументы.