Аннулирование концессии
Конкуренция двух держав в большинстве случаев завершалась «полюбовным» разделом концессий. В 1888 г. английская фирма «Братья Линч» получила концессию на организацию судоходства по р. Карун, а затем — на строительство и эксплуатацию шоссейной дороги на юге Ирана. В том же году русский подданный Лианозов добился концессии на эксплуатацию рыбных промыслов в иранских водах Каспийского моря. Спустя два года другой русский подданный, Поляков, получил концессию на организацию страхового и транспортного общества, которое приступило к строительству порта Энзели на Каспии и двух шоссейных дорог на севере Ирана. Дорожные концессии использовались Россией и Англией в стратегических интересах. Исходя из тех же интересов они обязали иранское правительство не строить железные дороги.
Обе державы конкурировали и в других областях. В 1889 г. Наср эд-Дин-шах предоставил Рейтеру в возмещение за аннулирование концессии 1872 г. право на организацию Имперского (Шахиншахского) банка в Иране, выполнявшего в дальнейшем функции иранского государственного банка. Спустя год Поляков добился от шаха концессии на организацию Учетно-ссудного банка. В 1901 г. английский подданный д’Арои получил концессию на монопольную эксплуатацию нефтяных месторождений на /4 территории Ирана, на базе которой затем была создана Англо-персидская нефтяная компания. Все эти концессии стали главным орудием закабаления и ограбления Ирана.
К началу XX в. иранское правительство оказалось в полной финансовой зависимости от Англии и. царской России, предоставивших ему ряд крупных займов под залог доходов с южных и северных таможен Ирана. Перед первой. мировой войной английские капиталовложения в стране составили около 200 млн. руб., русские — около 164 млн. руб.