Помещичье большинство
С середины 1950 г. усилиями Мосаддыка и всей фракции НФ вопрос о национализации АИНК стал первостепенной проблемой, обсуждаемой в меджлисе. Помещичье большинство увидело в дискуссиях по этому вопросу удобное для себя средство остановить дальнейшее наступление усиливающейся власти монарха, и в частности замять начатую премьер-министром Размарой парламентскую кампанию по расследованию административной коррупции. Таким образом,.проимпериалистически настроенные представители полуфеодальных землевладельцев и ханов племен стали объединяться с возглавляемой Мосаддыком националистической фракцией, объективно выражавшей интересы «средних городских слоев».
Общей почвой для объединения столь разнородных политических сил было стремление предотвратить восстановление абсолютизма. Помещичьи круги довольно быстро сориентировались в том, что проводимая Мосаддыком политика может направить массовое недовольство в узкое русло движения против АИНК и что, следовательно, поддержка этой политики даст возможность, с одной стороны, отвлечь народные массы от насущных внутренних проблем, а о другой — усилить их собственные позиции в борьбе с абсолютистскими поползновениями укрепляющейся монархической власти. Кроме того, Мосаддык был выходцем из их же среды и как будто никогда не мирился с новой династией. А согласие АИНК (после отклонения иранским правительством в конце 1950 г. Дополнительного соглашения) пересмотреть концессию на условиях равного распределения прибылей давало основание. предполагать, что он не совсем неприемлем для англичан или во всяком случае сумеет в конце концов договориться с ними.
Мосаддык и его приверженцы торжествовали победу. 15 и 20 марта меджлис и сенат также единогласно утвердили резолюцию нефтяной комиссии, а 28 и 30 апреля — предложенный ею закон о путях осуществления национализации, в который были включены пункты О Выплате компенсации АИНК и обязательстве Ирана продавать нефть прежним покупателям. Шах подписал закон 1 мая, а в тот же день рабочий класс и другие трудящиеся Ирана, руководимые загнанной в подполье Народной партией, вышли на первомайские демонстрации, во время которых наряду с поддержкой национализации выдвигали требования глубоких демократических преобразований.