Определение уровня общественной значимости
Окончательное определение уровня общественной значимости сакрально выделенных со-оружений Ярым Тепе I довольно проблематично. Тем не менее в отношении архитектурно нестандартных, располагавшихся в особом районе поселения то — лосов 319,333 и здания 234 с большой долей вероятность можно предположить их высокую значимость для всех жителей Ярым Тепе I. Свидетельства эпонимного поселения хассунс — кой культуры в целом не противоречат представленным выводам.
Одной из первых распространившихся на довольно обширную территорию, прогрессивных во многих отношениях раннеземледельческих культур Двуречья является самаррская культура, датируемая серединой VI — началом V тыс. до н. э. Синхронная хассунской, а также какое — то время сосуществовавшая на позднем этапе своего развития с халафс — кой и раннеубейдской, она отмечена рядом характеристик, указывающих на ее участие в формировании шумерской цивилизации. В частности, в ней усматривают один из источников появления Убейда.
К настоящему времени установлено местонахождение самаррских поселений, главным образом, по среднему течению Тигра, а также по Балиху и в долине Диялы. Стационарно археологически исследовались Телль эс-Савван, Чога Мами, Багуз, Телль Сонгор А и некоторые другие. На позднем этапе зафиксированы их контакты с Иранским плато, Сиро-Киликийским регионом, а, кроме того, с носителями халафс — кой культуры на севере и раннеубейдской на юге Месопотамии.
Расположение поселений, возделывание шестирядного ячменя, возможное здесь только при использовании ирригации, наконец, находки следов самих каналов — все указывает на важный шаг, сделанный са — маррцами в освоении долины. Высказывалось мнение, что именно в самаррский период на территории Месопотамии появляется институт вождества, вновь активизируются торговые контакты на дальние расстояния, усиливается ремесленная специализация.